Информер
15.04.2022, 09:51
Тренер сборной России по биатлону*Артем Истомин (https://www.sports.ru/biathlon/person/artem-istomin/)*рассказал о применяемых тренерских методах.
—*У*кого*бы ты*хотел учиться? Можно называть тренеров не*только из*биатлона.
—*Обращаю внимание на*тренеров из*игровых видов спорта, но*говорить, на*кого лично, не*хотел*бы. Почему игровые? В*игровых видах спорта перед тобой стоит задача собрать несколько лидеров в*один коллектив, причем собрать так, чтобы они решали свои конкретные задачи для достижения общего результата, — это высший пилотаж. Но*при этом я*не*всегда понимаю, они*ли это делают или кто-то эту работу выполняет за*них. Возможно, у*спортсмена может быть и*личный психолог.
—*Ты*говоришь о*каком-то конкретном игровом виде спорта?
—*Больше нравится гандбол.
—*Тебе интересны методы Трефилова?
—*Равняюсь не*на*него, но*то, что он*делает также полезно. Работая в*команде, я*понимаю, как себя нужно вести с*одним спортсменом и*как с*другим. Для их*эффективной работы я*даже готов пойти на*риски: могу подпортить со*спортсменом отношения ради его результата.
Такой опыт*был. Обойдусь без фамилий, но*пример такой: я*понимаю, что определенный спортсмен очень мягко относится к*себе в*работе, поэтому мне приходится давить на*его слабые стороны, вспоминать какие-то моменты из*его карьеры, которые его сильно цепляют.*И*когда ему особенно тяжело, когда ему хочется тебя послать, я*говорю: «Без проблем, я*уйду, но*зимой ничего не*изменится».*И*все! Он*молча продолжает работать, где-то злится на*себя, но*через несколько секунд уже полностью возвращается к*процессу. Я*думаю, подобные моменты откладываются в*его памяти.
—*Но*реакция на*такие слова может быть разной, да?
—*Да, но*я*на*это смотрю спокойно. Это рабочие моменты. Мы*понимаем, что мы*все занимаемся одним делом. В*конечном итоге результат приносит спортсмен, а*не*тренер. Ему надо понимать, что все зависит от*него, кто*бы и*что ни*говорил.
—*В*каких аспектах тренерской работы ты*бы сейчас подтянул самого себя?
—*Мне интересна подводка спортсменов к*главным стартам. В*теории-то мы*все понимаем, что надо делать, а*вот на*практике не*всегда все получается идеально. Нужно улавливать много вещей одновременно. Бывает так, что показатели функциональной диагностики будут говорить о*том, что спортсмен находится в*напряженном состоянии и*его резервы снижены. Но*при этом он*показывает высокий результат. Такое я*замечал в*биатлоне уже не раз.
С*приходом Юрия Михайловича (Каминского) мы*начали писать планы на*саму гонку. Меня так учил еще тренер в*лыжных гонках. То*есть нужно было расписать, что и*как ты*будешь делать каждые 100 метров дистанции и*какие варианты событий могут складываться по*ходу. Когда человек бежит гонку, он не*думает о*нюансах, ведь программа уже заложена. В*сборной мы*начали применять это с*прошлого сезона. По*итогам гонки даже не*надо было что-то обсуждать со*спортсменом, потому что он*видит план и*видит свои недочеты, – сказал Истомин.*
—*У*кого*бы ты*хотел учиться? Можно называть тренеров не*только из*биатлона.
—*Обращаю внимание на*тренеров из*игровых видов спорта, но*говорить, на*кого лично, не*хотел*бы. Почему игровые? В*игровых видах спорта перед тобой стоит задача собрать несколько лидеров в*один коллектив, причем собрать так, чтобы они решали свои конкретные задачи для достижения общего результата, — это высший пилотаж. Но*при этом я*не*всегда понимаю, они*ли это делают или кто-то эту работу выполняет за*них. Возможно, у*спортсмена может быть и*личный психолог.
—*Ты*говоришь о*каком-то конкретном игровом виде спорта?
—*Больше нравится гандбол.
—*Тебе интересны методы Трефилова?
—*Равняюсь не*на*него, но*то, что он*делает также полезно. Работая в*команде, я*понимаю, как себя нужно вести с*одним спортсменом и*как с*другим. Для их*эффективной работы я*даже готов пойти на*риски: могу подпортить со*спортсменом отношения ради его результата.
Такой опыт*был. Обойдусь без фамилий, но*пример такой: я*понимаю, что определенный спортсмен очень мягко относится к*себе в*работе, поэтому мне приходится давить на*его слабые стороны, вспоминать какие-то моменты из*его карьеры, которые его сильно цепляют.*И*когда ему особенно тяжело, когда ему хочется тебя послать, я*говорю: «Без проблем, я*уйду, но*зимой ничего не*изменится».*И*все! Он*молча продолжает работать, где-то злится на*себя, но*через несколько секунд уже полностью возвращается к*процессу. Я*думаю, подобные моменты откладываются в*его памяти.
—*Но*реакция на*такие слова может быть разной, да?
—*Да, но*я*на*это смотрю спокойно. Это рабочие моменты. Мы*понимаем, что мы*все занимаемся одним делом. В*конечном итоге результат приносит спортсмен, а*не*тренер. Ему надо понимать, что все зависит от*него, кто*бы и*что ни*говорил.
—*В*каких аспектах тренерской работы ты*бы сейчас подтянул самого себя?
—*Мне интересна подводка спортсменов к*главным стартам. В*теории-то мы*все понимаем, что надо делать, а*вот на*практике не*всегда все получается идеально. Нужно улавливать много вещей одновременно. Бывает так, что показатели функциональной диагностики будут говорить о*том, что спортсмен находится в*напряженном состоянии и*его резервы снижены. Но*при этом он*показывает высокий результат. Такое я*замечал в*биатлоне уже не раз.
С*приходом Юрия Михайловича (Каминского) мы*начали писать планы на*саму гонку. Меня так учил еще тренер в*лыжных гонках. То*есть нужно было расписать, что и*как ты*будешь делать каждые 100 метров дистанции и*какие варианты событий могут складываться по*ходу. Когда человек бежит гонку, он не*думает о*нюансах, ведь программа уже заложена. В*сборной мы*начали применять это с*прошлого сезона. По*итогам гонки даже не*надо было что-то обсуждать со*спортсменом, потому что он*видит план и*видит свои недочеты, – сказал Истомин.*